Педагогический самоанализ занятияАвтор: Администрация, опубликовано: 19 Январь 2018, изменено: 19 Январь 2018 |
||||
Основной формой обучения детей в условиях дополнительного образования являются занятия, т.к они предусматривают освоение содержания программы всеми детьми, помогают преодолевать стихийность, решать задачи разного вида планомерно, в определённой системе и последовательности. Сравнивая урок в школе и занятие в учреждении дополнительного образования, можно выделить следующие признаки сходства: – одна и та же сущность: развитие познавательной деятельности детей, формирование определённого объёма знаний и умений и одновременно всестороннее воспитание; – чёткая и строгая организация в одно и то же время, четкое расписание, обязательность обучения для каждого ребёнка, коллективные и индивидуальные формы работы, дифференцированный подход к подбору заданий и к каждому ребёнку. Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу учащихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности учащихся. Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий. В ходе проведения занятия главным для педагога является не только сообщение информационных знаний учащимся, но и выявление их жизненного опыта, включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – формирование творческой самореализации учащихся.
Основными требованиями к построению современных учебных занятий являются: • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей • целесообразное расходование времени занятия • применение разнообразных методов и средств обучения • практическая значимость полученных знаний и умений. При разработке занятия педагог имеет право самостоятельно разработать удобную для себя модель учебного занятия. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний учащимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Модель качественного занятия включает: 1. дидактический аспект, 2. методический аспект, 3. организационный аспект, 4. воспитательный аспект, 5. психологический, здоровьесберегающий аспект. Алгоритм моделирования традиционного занятия 1 этап занятия - организационно-подготовительный и диагностический. Задачи этапа: подготовка педагога и учащихся к занятию. Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей. Задачи диагностического этапа: диагностика усвоенных знаний, проверка выполненных самостоятельных работ, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция. Содержание диагностического этапа: выбор приемлемых методик для выполнения детьми самостоятельного задания, акцентирование внимания на усвоение ими воспитательных и дидактических задач предыдущего занятия. Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания, активности, восприятия, настроя учащихся на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности, оценочной деятельности педагога. 2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, контрольного, систематизирующего. Задачи основного этапа: обеспечение восприятия учащимися нового учебного материала. Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения учащихся. Задачи контрольного этапа: выяснение понимания учащимися нового материала Содержание контрольного этапа: уточняющие вопросы, решение задач по аналогии, проблемные вопросы для закрепления данного нового материала. Результат деятельности на основном и контрольном этапе: осознанное усвоение учащимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений. Задачи систематизирующего этапа: формирование у обучающихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме. Содержание систематизирующего этапа: самостоятельное выполнение учащимися тренировочных заданий, обыгрывание игровых ситуаций. Результат деятельности на систематизирующем этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися нового материала. 3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного. Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия. Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей. Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка учащихся к самооценке, собственной деятельности. Задачи рефлексивного этапа: самооценка учащимися собственной деятельности, оценка сотрудничества. Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена учащимся). Задачи информационного этапа: объяснение учащимся логики следующего занятия. Содержание информационного этапа: информация о литературе, которую следует использовать к последующему занятию, инструктаж по выполнению задания. Результат деятельности: определение перспектив развития творческой деятельности в данной образовательной области. Опыт самоанализа занятия в учреждении дополнительного образования детей поможет педагогу оценить своё занятие, проанализировать свой практический опыт педагогической деятельности, осмыслить проблемы, приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики. Типы занятий В педагогическом процессе полезно использовать как развивающие, так и обучающие занятия. Однако строятся они по разным схемам, и анализ таких занятий отличается друг от друга. Обучающее занятие. Анализ обучающего занятия обычно строится вокруг образовательной цели. Педагог в первую очередь должен понять, есть ли в его схеме урока три части – мотивация, вовлечение, осмысление. Педагог, когда делает анализ такого занятия, должен понять: 1. Получилось ли мотивировать каждого ребенка к обучению? 2. Какие из приемов мотивации были наиболее успешными? 3. Сколько времени вы уделили учебному материалу? Из каких частей состояло занятие? 4. Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы? 5. Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая невысокие оценки? 6. Помогли ли итоги и выставление оценок повысить интерес к теме урока? 7. Какие виды мышления развивались на этом занятии? 8. Каковы итоги обучения (через неделю научились ли дети выполнять то, что было предложено педагогом)? 9. Оцените общий эмоциональный климат занятия. Развивающее занятие. Направлено на то, что обучающиеся будут самостоятельно учиться добывать знания. Такие занятия направлены на самостоятельную работу обучающегося находить ответы на свои вопросы. Развивающее занятие имеет познавательную цель. Несмотря на то, что три части у него такие же (мотивация – вовлечение – осмысление), анализ занятия строится иначе. Педагог ищет ответы на следующие вопросы: 1. Получилось ли заинтересовать детей в начале занятия? 2. Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в занятие? 3. Правильной ли была подача материала: сколько времени выполнял действия педагог, сколько – дети. 4. Все ли дети были вовлечены? 5. Заинтересовались ли дети предложенным видом деятельности? 6. Проявились ли творческие способности?
|
Оценка качества условий осуществления образовательной дейтельности МБОУДО "ДДЮТ" г.о. Тольятти
Анкета обучающегося |
Анкета родителя |
Образовательные программы ДДЮТ
Платные образовательные программы
Запись в группы ШРР
(Школа раннего развития)
на 2022 - 2023 уч.г.