#ддюттлт_родителям
Педагоги-психологи Дворца детского и юношеского творчества подготовили подборку практических советов на тему - что такое детская гиперактивность, как вести себя с такими детьми, как воспитывать? ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Сегодня всех детей, которые не сидят на месте и не слушаются, принято называть гиперактивными. Гиперактивность – это патологическое состояние, при котором двигательная активность является неадекватной и непродуктивной.
 ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.
Частые беспокойные движения конечностями, бесцельная активность (бездумное метание по комнате, беготня) – главные признаки гиперактивности у детей. Они постоянно спешат, что также проявляется в излишней болтливости. С возрастом проявления гиперактивности усиливаются и достигают пика к школьному возрасту. К 6–7 годам появляются вторичные нарушения поведения – трудности общения с другими людьми, плохая успеваемость.
Хотя диагноз «СДВГ» не ставят до 5 лет, предпосылки к нему можно обнаружить значительно раньше:
Новорожденный ребенок. Мало и плохо спит, тяжело засыпает. Чрезвычайно чувствителен к внешним раздражителям: шуму, свету, жаре, холоду. Часто и громко плачет, дергает ручками и ножками.
В 6 месяцев. Делает успехи в физическом развитии: сидит, ползает или иным способом передвигается. Кажется, что он развивается быстрее сверстников. При этом легко раздражается, бросает игрушки, кричит. Надолго ничем не заинтересовывается и на месте не сидит.
В 8 месяцев. Предпринимает активные попытки ходить. Часто падает и набивает шишки. Криклив. Игрушки скорее разбрасывает, чем играет ими. В гулении нет четких слогов.
В 2 года. Ребенок отстает в речевом развитии: плохо и мало говорит, предпочитает общаться жестами, звуками и криком. Его можно охарактеризовать как неусидчивого, неловкого.
В 3 года. Отличается непослушанием. Часто кажется, что ребенок не слышит замечаний. Не может соблюдать нормы поведения в общественных местах и детском саду. В коллективе вступает в драки, забирает и ломает игрушки. На занятиях не может сидеть на месте.
В 4 года. Становится неуправляемым. На ограничения и запреты не реагирует. Не умеет контролировать агрессию: кусается, толкается и дерется. Не сидит на месте даже во время чтения книжек и просмотра мультфильмов.
В 5 лет. Не любит спокойные занятия: рисование, игры с конструктором, чтение книг. С трудом засыпает, нарушает дисциплину. Если что-то не получается, бурно реагирует и психует. Речь зачастую требует коррекции логопедом-дефектологом.
В 6 лет. Испытывает сложности в обучении. Невнимательный, забывчивый. Все время пребывает в движении. Болтливый. Задает много вопросов, но не дослушивает ответы и перебивает.
В 7 лет. Несмотря на прекрасный интеллект, сильно отстает в учебе. На уроке не может усидеть на месте. Невнимательный, теряет и забывает личные вещи. Могут наблюдаться: энурез, нервный тик, головные боли.
Чаще гиперактивность встречается у мальчиков, чем у девочек.
ПРИЧИНЫ
Главной причиной гиперактивности считается отягощенная наследственность. По разным данным, генетическая предрасположенность играет ключевую роль в 40–75% случаев. Кроме того, влияют: родовые травмы и инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни. Повышает риск возникновения СДВГ также социальное неблагополучие семьи; серьезные конфликты родителей; криминальное окружение; курение, прием токсичных препаратов и употребление алкоголя матерью во время беременности;
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Прежде всего, при подозрении гиперактивности у ребенка необходимо получить консультацию у специалистов: невролога, психиатра, нейропсихолога.
Недопустимо устанавливать диагноз самостоятельно или на основании чьих-то слов.
От СДВГ можно избавиться! У 90% детей этот синдром вылечивается рефлексотерапией. Цель лечения – помочь мозгу настроить эндорфинную систему организма, которая по современным данным, осуществляет контроль над всеми регуляторными системами организма, ведающими поведением ребенка.
Но для этого нужна грамотная комплексная коррекция. Обычно она включает прием препаратов. Медикаментозная поддержка очень важна для детей с гиперактивностью. Различные препараты помогают отрегулировать возбудимость, справиться с напряжением, улучшить концентрацию внимания. В лечении СДВГ применяются психостимуляторы, модулятор «Атомоксетин», ноотропы, анксиолитики, центральные α2-стимуляторы.
Коррекция поведения на занятиях с медицинским психологом. проводится сначала индивидуально, а затем в группах. С виду занятия напоминают игры. Но они имеют цель не развлечения, а улучшения самоконтроля, повышения внимательности, усидчивости. Ребенок учится взаимодействовать с самим собой и другими людьми, выражать свои чувства и эмоции в приемлемой форме.
Домашняя работа. Обязательными являются домашние занятия с детьми – игры, общение и соблюдение особых правил воспитания. Для избавления от гиперактивности важен благоприятный микроклимат в семье.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ?
Ни строгость, ни наказания не работают с гиперактивными детьми. При всем желании ребенок физически не может сидеть на месте и сосредоточенно заниматься. Чем раньше родители это поймут и примут, тем скорее произойдут позитивные изменения. Понимание особенностей гиперактивности позволит уйти от раздражительности по отношению к ребенку. Он не воспринимает критику и не понимает причину наказаний. Жесткость вызывает озлобленность и желание отомстить. Важно вести себя дружелюбно. Когда к гиперактивным детям обращаешься ласково, они тебя слышат. Участие, уважение, поощрение, вежливые просьбы и напоминания – это то, что поможет добиться результата.
КАК ВОСПИТЫВАТЬ?
Самые главные рекомендации для родителей ребенка с СДВГ – стать помощниками и сопровождающими. Наиболее серьезной его проблемой является низкий самоконтроль и слабая волевая саморегуляция. Он не может сосредотачиваться на поставленных задачах, отвлекается, не способен сдерживаться в конфликтной ситуации. Родителям нужно взять функцию контроля на себя.
Как воспитывать – 5 главных правил:
1. Оставайтесь поблизости, когда ребенок выполняет домашнее задание.
2. Перепроверьте вместе, все ли он сложил в портфель.
3. Напоминайте, что ему нужно сделать.
4. Всей семьей разработайте режим дня и неукоснительно его соблюдайте.
5. Отдайте ребенка в спортивную секцию. Умеренные физические нагрузки помогут ему использовать двигательную активность с пользой. Однако это не должен быть профессиональный спорт с частыми тренировками. При гиперактивности рекомендуется плавание, пеший и водный туризм, катание на коньках, лыжах.
Установите рамки дозволенного поведения. У ребенка должно быть четкое понимание, что делать можно, а что нельзя. Старайтесь сильно его не ограничивать. Запрещайте только то, что действительно вредит ему и окружающим. Обеспечьте спокойный ритм жизни. Волнительные события, конфликты, переезды, избыток дополнительных занятий будут приводить к повышенному возбуждению. В таких ситуациях важно успокоить ребенка и помочь ему преодолеть это состояние.
Не нужно беспокоиться, что ребенок такими темпами никогда не научится самостоятельности. При СДВГ часто наблюдается нарушение функции лобных долей головного мозга. Именно они отвечают за саморегуляцию и самоконтроль. С возрастом головной мозг развивается. Гиперактивные дети становятся способны контролировать себя чуть ближе к подростковому возрасту.
КАК УСПОКОИТЬ? Дети с гиперактивностью легко возбуждаются и тяжело успокаиваются. Они могут подолгу истерить, кричать, ломать вещи, бегать и прыгать. В такой ситуации важно не ждать, пока ребенок «выплеснет эмоции», а сразу же его успокоить: Тихим голосом и доброжелательным тоном спросите, что случилось и почему он так себя ведет? Найдите решение проблемы, если ребенок поделился тем, что его беспокоит. Переключите внимание на что-то увлекательное, но расслабляющее. Например, предложите игрушку антистресс. Или прием горячей ванны с пеной. Попросите выпить стакан воды во время истерики. Когда человек пьет, он автоматически успокаивается. Обнимите ребенка и уделите ему внимание. Спросите, чем бы он хотел заняться вместе с вами? С бурным поведением можно справиться. Для этого ребенка нужно учить выражать свои чувства и эмоции в приемлемой форме с помощью игр.
Например:
«Цветные ладошки». Вырежьте из цветного картона 3 ладошки: красного, желтого и синего цвета. Расскажите ребенку правила игры. Когда вверх поднята красная ладошка, можно шуметь, кричать и бегать, желтая – нужно вести себя тихо, как мышка, и говорить только шепотом, синяя – следует замереть на месте. Меняйте ладошки каждые 10–15 секунд. Когда ребенок привыкнет, время действия каждого сигнала можно будет увеличить.
«Искорка доброты». Попросите ребенка закрыть глаза и представить, как тепло его дыхания зажигает в ладошках теплую и ласковую искорку доброты. Предложите ему подуть на нее и послать всем тем, кого он любит.
Полезные рекомендации по коррекции поведения и воспитанию детей с гиперактивностью можно найти в книгах:
• Р. Баркли, К. Бентон «Ваш непослушный ребенок»;
• Е. Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».
В какой-то степени непослушание, упрямство и бьющая через край энергия являются абсолютно нормальными и естественными для детей. Нужно отличать активного ребенка от гиперактивного. Без медицинского обследования не обойтись. Только после постановки диагноза можно будет помочь малышу.
В большинстве случаев гиперактивность и СДВГ относительно легко и быстро корректируются. Но работа предстоит огромная. Прежде всего, со стороны родителей. Придется в корне поменять свои представления о воспитании и взаимодействии с ребенком. Это самое важное. В комплексе с медикаментозным лечением и систематическими занятиями с психологом родительские старания принесут плоды уже в течение 2–3 недель. Но об устойчивом результате можно будет говорить спустя 6–18 месяцев.
Источник - razvivashka.online/vospitanie/giperaktivnyy-rebenok |