Навигация

Поиск по сайту

RSS новости

Хотите быть всегда в курсе наших новостей? Подпишитесь
 

Вход

Имя
Пароль
 
Регистрация для учеников

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Валентина Бухтоярова: Обучить ребенка чему-то новому на пальцах - невозможно
Категория: Новости, автор: Администрация, 26 Сентября 2016 11:31

Уже традиционно в сентябре мы обращаемся к родительской аудитории для того, чтобы ответить на многочисленные вопросы и обрисовать перспективу нового учебного года, связанную, как с положением дел в отрасли образование, так и с теми процессами, которые происходят в общественной жизни страны. Не станет исключением и нынешний сентябрь. Об особенностях нового учебного года мы поговорили с директором МБОУДО «Дворец детского и юношеского творчества» городского округа Тольятти Валентиной Михайловной Бухтояровой.

Графический файл не найден

Валентина Михайловна, в прошлом году, говоря о сокращении бюджета учреждения и финансовых трудностях, с которыми мы можем столкнуться, вы отметили, что всем нам необходимо оставаться оптимистами, потому что переживали времена и похуже. Какой вам видится перспектива ДДЮТ и, какую психологическую установку дадим себе в новом учебном году?
- Каждый человек живет и действует в соответствии со своим внутренним убеждением. Оптимистами в любом случае надо оставаться. Опасения в связи с сокращением количества часов по образовательным программам действительно есть, но пока все это витает в воздухе, и может быть преждевременно.

Что изменилось в деятельности ДДЮТ в связи с сокращением бюджета учреждения?
- Могу сказать, что в содержании практически ничего не изменилось, чего не скажешь про условия, но и здесь можно найти положительные моменты. В этом году сделаны первые шаги по организации мастер-классов. Они появились только в связи с сокращением бюджета. Не будь этого, педагоги не так активно стали бы разрабатывать и предлагать мастер-классы. Я думаю, они скажут спасибо за эту практику от того удовольствия, которое могут получить. Разработана программа по конструированию и моделированию верхней одежды и косоплетению. Мастер-классы планирует провести школа журналистов для старшеклассников, которым предстоят итоговые сочинения и ЕГЭ. Мастер-классы по 3-Dпринтеру и техническому творчеству в планах у Владимира Михайловича Плеханова. Автоклуб проводит мастер-классы по практическому вождению. На мастер-классы переходят специалисты по аджилити. Мастеров у нас много! Главное сейчас заняться этим, чтобы реализовать себя и компенсировать недостаток финансовых ресурсов, который связан с сокращением бюджета.

Мастер-классы появились в связи с сокращением учебных часов у педагогов?
- Да, это связано в первую очередь с сокращением часов. С этим связана и другая серьезная проблема, которая влияет на качество образования. Когда программа была рассчитана на 4 часа - это придавало программе базовый характер. Ребенок приходил и получал основу, базу знаний по тому или иному виду деятельности. Теперь сокращение программы до 2-х часов в неделю автоматически переводит ее из статуса базовой в ознакомительную. Представление сформировали, а базовых, основных знаний ребенок не получает. С ознакомительного на предпрофессиональный уровень программ, а это высший уровень программ в дополнительном образовании, уже не перепрыгнуть. Эта тенденция ведет к тому, что результаты образования по таким программам могут скатиться к очень примитивному уровню. Сегодня расчет норматива на одного ребенка идет в объеме 4,5 часов на образовательную программу. В 2017 году этот расчет может быть и меньше. Такие риски сейчас существуют.

4,5 часа в неделю - это усредненный показатель?
- Да, этот показатель используется при расчете. Норматив формируется на каждого ребенка, но при этом кто-то занимается 2, а кто-то 6 и 9 часов. Часы, которые высвобождаются, мы направляем на многолетние программы повышенной сложности. Например, художественная гимнастика, где есть разрядники, кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, которым 2-х или 4-х часов в неделю не достаточно. Мы стремимся оправдать надежды родителей и создаем условия для достижения хороших результатов. И чем выше результаты у наших воспитанников, тем выше оценка учреждения, тем оно привлекательнее для детей и родителей.

Большая финансовая нагрузка ложится сегодня на учреждения, которые развивают платные образовательные услуги. За что вынуждены платить муниципальные образовательные учреждения за счет привлечения внебюджетных услуг?
- Из привлеченных внебюджетных средств в соответствии с расчетами тарифа, на оплату коммунальных услуг должно расходоваться 5% - от платных услуг, 100% - возмещение со стороны арендаторов, 10-20% от иных мероприятий (новогодние представления, праздники, концерты, игровые программы и т.д.). Сегодня, опять же, существует риск, что образовательные учреждения будут вынуждены оплачивать коммунальные платежи в большем объеме, чем это предусмотрено тарифами. Согласиться с этим трудно, 75% средств от оказания платных образовательных услуг - это заработная плата педагогов, оставшиеся 25% идут на оплату коммунальных платежей, земельного налога, ГСМ, телефонной связи, на пополнение материально-технической базы для реализации образовательных программ. И это единственный источник для совершенствования и пополнения материально-технической базы, так как в бюджет уже давно не закладываются средства по статье «Основные средства». Направить все оставшиеся средства на оплату только коммунальных платежей - значит поставить крест на качестве образовательного процесса, потому что обучить чему-то ребенка на пальцах невозможно.
Помимо коммунальных платежей учреждение вынуждено оплачивать расходы, связанные с выполнением норм СанПиН - это ежегодный медицинский осмотр, обучение санитарному минимуму всех сотрудников и многое другое. Это опять внебюджетные средства, потому что в бюджет на эти цели ничего не заложено. Получается, что из денег, предназначенных на организацию образовательной деятельности, мы должны платить за санитарный минимум, медицинские осмотры, поддерживая тем самым систему здравоохранения. Далее - обучение обязательному минимуму по противопожарной и антитеррористической безопасности. Закон обязывает нас обучать, но финансы на это не заложены ни в одном бюджете, а значит, они должны быть изъяты из средств, обеспечивающих образовательный процесс. Сегодня огромные суммы уходят на обучение контрактного управляющего, который отвечает за муниципальные закупки. Закон предусматривает обязательное обучение в объеме около 100 часов членов аукционных комиссий, в противном случае, мы не имеем право проводить аукционы. Мы обязаны это делать, чтобы наши представители вошли в аукционную комиссию, а для этого их надо обучить. Таким образом, в этом году на обучение 3-х человек потрачена 81 тысяча рублей, чтобы они поучаствовали в одном единственном аукционе на размещение заказа по ремонту кровли и канализационной системы. Но при этом по основной педагогической деятельности мы не направили на обучение ни одного педагогического работника.

Сколько образовательных программ принято в этом году к реализации?
- Принято решение о реализации 59 программ, в прошлом году их было 60. По перечню программ ничего не изменилось, а вот что касается платных услуг, здесь будет увеличение. В прошлом году количество программ, работающих на платной основе, составляло 49, другое дело, что не все они реализовывались. В этом году картина должна измениться. Все программы можно посмотреть на нашем сайте или в городском путеводителе на сайте департамента образования.

Изменится ли численность обучающихся в ДДЮТ в 2016-2017 учебном году?
- По муниципальному заданию нам оставили прежнее количество детей - 4400. Это связано с дефицитом бюджетных средств. По платным образовательным услугам мы предполагаем увеличение. Если в прошлом году у нас было 912 договоров, в этом году, я думаю, по разным формам услуг их будет около 1200.

Как сегодня выглядят нормативы на образовательные услуги, которые, собственно, и формируют бюджет учреждения? И какие прогнозы на 2017 год?
- Норматив не изменился. Он принимается на год, поэтому до конца финансового года мы будем работать с тем нормативом, который утвержден в ноябре 2015 года (2070 рублей на ребенка из расчета 4,5 часов в неделю, занимающегося в ДДЮТ и 1269 рублей на ребенка из расчета 4,5 часов в неделю, занимающегося на площадях школы). В октябре-ноябре ожидаем новый норматив. 2017 год мы начнем с новым бюджетом.

Какие образовательные программы в этом году лидируют по набору детей им подростков?
- Уже традиционно это школа раннего развития, художественная гимнастика, автоклуб, школа хореографии, военно-патриотический клуб «Крылатая гвардия». Большой спрос на парикмахерское дело, хорошо укомплектованы группы школы журналистики. Второй год наблюдается чрезвычайный интерес к изобразительному творчеству, лепке. В ближайшее время проведем анализ программ, которые максимально востребованы. Выясним, есть ли программы, которые не укомплектовались или укомплектованы не в полном объеме и по каждой программе будем принимать решение о дальнейшей деятельности.

Может ли Дворец оставлять за собой право открывать группы на платной основе, особенно, если это касается программ, лидирующих по набору?
- Вопрос щепетильный, хотя закон не запрещает нам этого делать. По аналогии с высшим образованием: есть бюджетные места и, если спрос на программу превышает бюджетные возможности, мы можем открывать платные группы, при условии, что найдем место и время для занятий этих групп и будет реализовывать программу в полном объеме. Например, в автоклубе 60 бюджетных мест, 90 человек изъявило желание заниматься, для 30 человек мы можем открыть платную группу. Сейчас даже в городском образовательном путеводителе появилась графа - «количество бюджетных мест». Вопрос может возникнуть у родителей - почему один ребенок занимается бесплатно, а мы должны платить? Думаю, здесь может работать принцип первоочередности. Первые записавшиеся 60 человек идут в группу на бюджетное обучение, все остальные - на платные места.

Кстати, хорошая мотивация: ребята, которые не регулярно посещают занятия и относятся к автоклубу несерьезно, освобождают место для тех, кто занимается на платной основе.
- Мотивация хорошая. Если вы пришли, записались и занимаетесь за бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков, то будьте добры, относитесь к своим занятиям ответственно. За вашей спиной стоят ребята, которые вынуждены это делать за родительские деньги. Скорее всего, будем вносить изменения в порядок приема и зачисления, и как-то мотивировать детей на ответственное отношение к «бесплатному» обучению.

Почему некоторые программы реализуются и в рамках бюджета и по договору оказания платных образовательных услуг? Какие это программы?
- Таких программ на сегодня нет. Есть образовательные программы, которые либо дополняют бюджетные, либо рассчитаны на другой возраст, объем часов, тем и разделов. Это художественная гимнастика 1-го и 2-го года обучения, есть такие программы и в школе раннего развития. В соответствие с нормами СанПиН занятия детей, посещающих детский сад, в системе дополнительного образования за счет бюджета не должны превышать 2-х академических часов. Между тем, комплексная программа, которая давала высокий результат, была рассчитана на 6 часов. Поэтому мы вынуждены предлагать родителям синтезированный вариант: 2 часа в рамках бюджета, а остальные часы - на платной основе. Кто-то этого не делает и посещает 2 часа, а кто-то понимает, что 5 часов разных видов деятельности ребенку необходимы, чтобы добиться хорошего результата.

Что такое целевые и благотворительные родительские взносы? В чем разница и каков механизм сбора этих средств?
- Много лет мы пытались уходить от целевых, благотворительных средств. 4 года назад отказались от средств на поддержку учителей благодаря повышению заработной платы педагогическим работникам дополнительного образования. В этом году, работая в режиме жесткой экономии, мы вынуждены вновь обращаться к родителям. Целевые средства, которые предлагается собрать родителям, необходимы для приобретения материала, инструмента, пособий, оборудования - без чего нельзя результативно организовать образовательный процесс. Например, студия творческого развития Константина Хабенского собирается закупить баскетбольные мячи. У нас средств на это нет, но для того, чтобы занятия проходили эффективно, каждому ребенку нужен мяч. Варианта два - централизовано закупить мячи или самостоятельно это сделать каждому родителю. Другая потребность, например, маты. В этом случае логично закупать централизовано, и тогда каждый родитель должен будет внести часть целевых средств на приобретение матов. Автоклуб - практическое вождение. На ГСМ средств нет, но каждый ребенок по программе должен проехать на автомобиле определенное время. Для этого собираются целевые средства. Они являются обязательными, для того, чтобы занятия проходили эффективно.
Благотворительные средства могут собираться исключительно по желанию родителя. Речь идет о поездках, мастер-классах. Мы обращаемся к родителям с просьбой о благотворительных сборах, где основной принцип- добровольность. Хочу - вношу, не хочу - не вношу. Но это не можетсущественным образом повлиять на реализацию образовательной программы. Ну, не пригласили мы специалиста для проведения мастер-класса. Программа продолжается. Другое дело, что этот мастер-класс может обеспечить более высокий результат. Благотворительные средства могут идти на уставную деятельность, такая практика была, когда я, как руководитель учреждения, могу их направить на разные нужды: налоги, поездки, ремонт, приобретение, медицинский осмотр и т.д.
Благотворительные целевые средства привлекаются только на ту цель, которая обозначена в обращении к родителям, общественности, так, например, было в случае с автобусом. Эти средства мы не имеем права тратить на другие нужды. Вносят родители средства на поездку коллектива или на костюмы, значит, эти средства идут исключительно на эту цель.